Досрочная пенсия и специальная оценка условия труда

По данным Росстата, в России около 10% всех получателей трудовых пенсий по старости составляют мужчины моложе 60-ти лет и женщины моложе 55-ти лет. Это люди, которые получили право на пенсию раньше общеустановленного пенсионного возраста в связи с тем, работали в особых условиях труда.

Законом о трудовых пенсиях предусмотрено более 20-ти оснований для его снижения, а соответствующие списки работ и профессий, дающие право на досрочную пенсию, содержат около 300 наименований. Выплаты этой категории граждан, получающих пенсии на 5-10 лет раньше, чем остальные работники, обеспечиваются из общего источника – бюджета Пенсионного фонда. Трудно назвать такое положение дел справедливым.

Реформирование системы досрочных пенсий

Действующая система досрочного пенсионного обеспечения сложилась в нашей стране еще в середине прошлого века. В условиях социалистической экономики это было оправдано, так как все работали на государство, а само пенсионное обеспечение осуществлялось за счет государственного бюджета.

Однако, с переходом к рыночной экономике ситуация кардинально поменялась. Большинство отраслей, где используется труд работников в тяжелых и вредных условиях труда - добыча и переработка полезных ископаемых, металлургия, химическое производство, оказались в руках частных владельцев.  Они получают немалые доходы от своих предприятий, привлекая рабочую силу благодаря возможности предоставления права на льготную пенсию и не утруждая себя заботой об улучшении условий труда работников.

При этом, обеспечение права на льготную пенсию работодателям ничего не стоит – за все платит ПФР, а точнее  - все работающее население.

Вторая причина, по которой государство вынуждено приступить к реформированию системы досрочных пенсий – это безнадежно устаревшие Списки производств, профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. Они были приняты еще в 1956 году и практически не изменились до настоящего времени. Тогда как  другими стали  содержание и наименование многих производств, изменились условия труда, исчезли старые профессии и появились новые.

Специальная система оценки условий труда

Начало новому порядку финансирования пенсий было положено в 2013 году, когда были введены дополнительные тарифы уплаты страховых взносов в ПФР для работодателей, использующих труд работников, имеющих право на досрочные пенсии.

Для тех, чьи работники выходят на пенсию по Списку 1 – они составили  4%, в 2014 году – 6% и далее 9%. Для использующих труд работников, выходящих на пенсию по Списку 2 и "малым спискам" - 2,4 и 6% соответственно.

С 1 января текущего года вступил в силу закон "О специальной оценке условий труда", предписывающий всем работодателям провести такую оценку не позднее 31.12.2018 года. Все необходимые сопутствующие документы уже утверждены: Методика оценки, Классификатор условий труда, Перечень рабочих мест.  Закон стимулирует работодателей к проведению такой оценки, равно как и к проведению мероприятий по улучшению условий труда. Так  как законом предусмотрена прямая связь между размером уплачиваемых дополнительных взносов и результатом специальной оценки, по итогам которой тариф уплаты страховых взносов может быть снижен.

Итогом всей планируемой работы будет разделение условий труда на следующие группы:

  • оптимальные;
  • допустимые;
  • вредные (4 подкласса);
  • опасные.

В зависимости от отнесения рабочего места к классу и будет устанавливаться тариф дополнительных страховых взносов за работника, занятого на этом производстве. До тех пор, пока специальная оценка не проведена, работодатель буде уплачивать взносы по тарифам, установленным в 2013 году.

Вступающий в силу с 2015 года, закон о страховых пенсиях увязывает право работника на досрочную пенсию с отнесением условий его труда к вредному или опасному классу.

После 2013 года только при этом условии работа будет засчитываться специальный стаж, дающий право на льготы. Из этого правила сделаны исключения только для медицинских, педагогических и творческих работников. Очевидно, в силу социальной значимости этих профессий.

Таким образом, проблему финансирования досрочных пенсий предполагается решить двумя методами: сокращением количества работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, а также путем взыскания дополнительных средств с работодателей, которыми созданы рабочие места с вредными и опасными условиями труда.